Главная > СМИ о колледже > «Дорогая Елена Сергеевна»

Авторы : Елизавета Остапчук, Мария Шишканова, студентки ИРКПО
«Дорогая Елена Сергеевна» по-прежнему не дает ответа

Родители сегодняшних школьников помнят пьесу драматурга Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», которая в 80-е годы прошлого века наделала много шума и была поставлена на сценах театров, в которых молодые смелые режиссеры готовы были рискнуть своей карьерой ради того, чтобы честно поговорить со зрителями о той школе, которую чиновники от образования замечать не хотели.
В Иркутске спектакль о Елене Сергеевне и ее «заблудившихся» учениках тоже имел оглушительный успех, но и в Прибайкалье постановка не получила продолжительной жизни. В начале горбачевской перестройки о пьесе вспомнил великий советский режиссер Эльдар Рязанов, который снял художественный фильм с актрисой Мариной Нееловой в главной роли. Возобновились спектакли в стране. Перелетела пьеса и за рубеж. В течение последних десяти лет она была поставлена почти во всех европейских странах, а так же в Америке и Канаде.
Летом 2011 года спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», поставленный в Иркутском региональном колледже педагогического образования, удивил театральную общественность Сибири на новом молодежном театральном фестивале в Томске и неделе экспериментального театра в Омске. Педагог Ольга Эристави и студенты специальности «Сценическая деятельность» выступили, как единый творческий коллектив. Актерам удалось рассказать современную историю про амбициозных старшеклассников, которые пришли на день рождения учительницы, чтобы подменить результаты ЕГЭ. Те же герои пьесы – Володя, Паша, Ляля, Витя – в сегодняшних условиях понимают, что путевка в жизнь и учеба в вузе на бюджетной основе зависит от баллов, набранных во время сдачи единого государственного экзамена.
Времена, конечно, бывают разные : политически благоприятные или экономически нестабильные. Но перед каждым молодым поколением стоит проблеме выбора. Не только профессии, карьеры, но и цены за возможное благополучие. Можно ли пожертвовать дружбой, уважением к себе, любовью, наконец, ради выгоды, «презренного металла». Пьеса ни в прошлом столетии, ни в 21 веке не дает ответы на вечные вопросы. Зато она в большинстве случаев заставляет задуматься. «Не все зрители в школах города, где мы показываем спектакль, реагируют адекватно. – рассказывает руководитель театра и исполнительница роли Елены Сергеевны Ольга Эристави. - Нас очень удивила реакция ребят в одной из школ, когда во время выступления по залу летали бутылки из под питьевых напитков, звучали громкий смех и даже нецензурные реплики. Наша актриса тогда заметила : «Целый зал наших персонажей». Но очень важно дать повод поразмышлять зрителям и, конечно, школьникам. И многие все же размышляют. После спектакля в некоторых школах ребята писали сочинения на тему выбора взрослой жизни. Были после выступления и звонки с благодарностью».

В родном колледже спектакль прошел осенью перед текущей аттестацией. Актеры «выложились» в последний раз и решили положить спектакль «на полку» : устали от напряжения, аплодисментов и непонимания, от необходимости совмещать учебу и гастрольную жизнь. Но перед передышкой педагог Ольга Александровна и ее труппа встретились со студентами других отделений и ответили на накопившиеся вопросы.

- Какова основная проблема этого спектакля именно сегодня?

-На самом деле, поднят целый спектр проблем: взаимоотношения между собой школьников, взаимоотношения с родителями, учителями, обществом. Но самый большой вопрос в спектакле – вопрос цены достижения цели. Ведь не секрет, что каждый из нас идет к своей цели по своей лестнице – кто-то идет, принося себя в жертву, кто-то приносит в жертву других, но рано или поздно это все равно окажется жертвоприношением.

-Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» ставился на сценах страны неоднократно. Вносились ли какие-либо изменения?

-Вообще театр – это живой организм. Спектакль никогда не бывает похожим один на другой. Вольно или не вольно вносятся какие-то изменения и коррективы. Этот спектакль живет своей жизнью, и он меняется каждый раз.

-Теперь на сцене, наравне со студентами - актерами работает педагог. Является ли это особенностью эмоционального взаимодействия между учителем и учеником?

-С одной стороны, роль учителя - возрастная. С другой стороны, мы понимаем, что это учебный театр, а в любом учебном театре мы делаем эксперименты. В данном случае, эксперимент был направлен на выстраивание взаимоотношений студентов с педагогом на сцене. Задача заключалась и в том, чтобы каждому актеру дать возможность проявить личные качества, не «задавить авторитетом».

-Бывают ли ошибки в исполнении?

Очень много. Они были, есть и еще будут не один раз!

-На какую возрастную аудиторию вы работали в школах? И на какую реакцию рассчитывали?

- В разных школах разное количество ребят. Мы принимали в нашем колледже параллели восьмых, десятых классов, и то они не все входили в зал на 60 человек. Поэтому на каждую школу мы работали по три, четыре спектакля. Что касается реакции, мы надеялись, что молодые люди будут думать. Мы не даем никаких рецептов, у нас даже открытый финал : в конце не понятно, умерла героиня или осталась жива. Мы не даем расшифровку. Размышляйте сами, принимайте любую собственную версию. Мы для себя решение о финале приняли!

На фото студенты 2, 3 курсов ИРКПО на мастер-классе Олега Волынцева, преподавателя по сценической практике РАТИ (ГИТИС)