Главная > СМИ о колледже > Глядеть на мир шире и танцевать искренне

Авторы : Екатерина Замарацкая, Екатерина Ивских, Анастасия Бубнова, студентки ИРКПО
Фото : Екатерина Ивских

Глядеть на мир шире и танцевать искренне-
призывает хореограф-постановщик из Риги Ольга Жилтухина

В последние годы театры России и большинства стран Европы все чаще прибегают к пластическим решениям драматургии. Именно танец в современной постановке помогает выразить сложную гамму чувств героев, показывает запутанные или даже трагические взаимоотношения между людьми. В разноязыковом пространстве хореография становится самым понятным средством драматургического общения артистов и зрителей. Поэтому школы и фестивали современной хореографии во всем мире завоевывают все большую популярность. В Сибири фестиваль современного танца «Айседора» несколько лет имеет статус международного. В Красноярск ежегодно приезжают известные и начинающие танцевальные коллективы, для которых современная пластика является адекватным и гармоничным способом самовыражения. Кроме гран-при, дипломов лауреатов и специальных призов «Айседора» дарит артистам и коллективам возможность творческого обмена идеями и даже гастролями. Именно на красноярской земле началась дружба двух адептов современной хореографии Артема Бизимова, постановщика танцев Иркутского регионального колледжа педагогического образования и Ольги Жилтухиной, художественного руководителя театра современного танца из Риги. Так, одна из обычных осенних недель в Иркутске стала праздником современной хореографии на камерной сцене Иркутского драматического театра имени Охлопкова и на концертных площадках регионального колледжа педагогического образования.

Загадочность и непредсказуемость - так, в двух словах, можно было сказать о вечере танцпогружения в колледже. Кроме латвийских танцоров, преподавателей и студентов художественного отделения колледжа, гостем и «гвоздем» программы одновременно был Боб Айзен, хореограф из Америки, подолгу живущий и работающий в России и прилетевший в Иркутск специально для встречи с друзьями. Американец представил зрителям поразительное и шокирующее выступление. Не сказав ни единого слова, Боб общался с залом с помощью пластичных движений и малопонятной жестикуляции. Свои мысли, а еще больше ощущения хореограф транслировал благодаря мощной внутренней энергетике, которая – и в это трудно поверить – заполнила собой все пространство невероятного выступления.
Совсем иначе выступал дуэт из Латвии : игра движений строилась на чувственности, желании понять, проникнуть в сущность другого человека. Таинственность, интимность, нежность, страх быть вместе и ужас от перспективы одиночества воспринимались зрителями как картины из жизни современных мужчины и женщины, которые мечтают о любви и боятся ее.
Именно о любви в разломе внешних и внутренних ее проявлений рассуждает в своих спектаклях балетмейстер и руководитель латвийского театра. Ольга, которую в Иркутске многие спрашивали о сибирских корнях, похоже, понимает разность ментальностей западного и восточного человека. В ее спектакле «И опять о том же», привезенном в столицу Прибайкалья, хореографический разговор посвящен дружбе, любви, взаимоотношениям людей разного пола, возраста, социального положения. Только многим зрителям показалось, что западное прочтение, в отличие от русского «на распашку» и «от души», отличается сдержанностью, неуверенностью и даже робостью. Поиск контакта – не говоря о взаимопонимании – происходит в спектакле на ощупь, вслепую, часто без видимой надежды. Зато обретение партнера становится и радостью, и недоумением : а тот ли рядом, кто нужен? или нужно смириться с тем, кто есть? Ольга говорит о том, что уже написано в книгах, снято в фильмах, поставлено на сценах, нарисовано в картинах. Но что продолжает волновать человечество. И всегда будет так.
На вопросы о разности культур, Ольга Жилтухина уже после спектакля в драматическом театре отвечала, что в поселке Бохан Иркутской области родилась ее мама, уехавшая с родителями совсем маленькой в Латвию. Возможно, генетическая связь мамы – чемпионки страны по спортивной гимнастики, а затем ее дочери с сибирской землей не обрывалась – ведь недаром в России Ольга и выступает, и даже преподает. Хотя географически Запад ближе. К тому же зритель в Европе больше адаптирован к такому танцующему театру. После гастролей в Иркутске хореограф их Латвии рассказывала студентам :

-Как я недавно выяснила, мне нравится преподавать на русском языке. Ясно, что такой возможности в Риге нет. Когда часть жизни прожита на латышском языке, интересно посмотреть на мир с точки зрения другого языка. Я верю, что когда ты говоришь на одном языке, ты – один человек, а на другом – другой. Первый раз я это почувствовала в Красноярске на фестивале «Айседора», когда меня официально пригласили преподавать на русском языке. Я читала много книг на русском языке, очень много говорила, практиковалась… Однако, когда случается всплеск эмоций в работе, творчестве, то русские слова забываются, теряется профессиональная терминология. Все это сложно, но именно поэтому очень интересно.

-Современный мир, современное восприятие, современное искусство – всё современное, но что же значит это слово относительно танцев? Современный танец, а именно кантемпери данс, такое необычное явление, что большинство людей не способны адекватно его принимать. Но есть люди, которые посвящают этому жизнь. Выходит, что современный танец и вообще современное искусство – это выплеск своих эмоций, переживаний в массы. При этом, никто и никому не навязывает своё представление о жизни, ведь очень часто оно не совпадает с мнением большинства. Такое искусство должно развиваться, танец должен жить! Нельзя оставаться в коконе ханжеских стереотипов и устаревших принципов.

-Профессиональная компания, с которой я приехала в Сибирь, это ребята из основного состава труппы : Санта, Дмитрий, Андреас, Ильзе, Рамона и Ольга. Все они не только артисты, но и преподаватели современной хореографии. Как и Артем Бизимов, который преподает в Иркутском колледже и посвящает все свое время постановкам танцев в современной стилистике. Сама я преподаю в хореографическом училище, было у меня 3 выпуска в академии культуры Риги. Латвия – страна маленькая, почти все люди, которые занимаются современной хореографией, прошли через меня. Все они любят это искусство.

-В конкурсах я не люблю участвовать, а если участвую, не получаю ни морального, ни материального удовлетворения. Хотя однажды я получила большой гранд и попала в Америку на 2 месяца. А еще недавно я неожиданно получила награду от правительства. И хоть в своей стране я персона известная, для меня это было странно.

-Что я увидела сначала в Красноярске, а теперь в Иркутске… Русские студенты очень эмоциональны, и не могут держать эмоции в себе. Это не плохо, но для выплеска важно подождать подходящего момента. У молодёжи популярна вседозволенность. Они хотят проявить себя сразу. Часто люди не видят дальше своего носа. Хочется сказать молодым : живя в такой огромной стране, как Россия, нужно глядеть на все шире.