Главная > Новости > Экологического образования детей дошкольного возраста

Экологического образования детей дошкольного возраста

15.05.2024 в рамках реализации региональной инновационной площадки «Использование потенциала образовательного кластера в формировании готовности специалистов к реализации современной стратегии в области экологического образования на этапе дошкольного детства» состоялся семинар по теме «Задачи, направления и условия формирования готовности специалистов к реализации современной стратегии в области экологического образования детей дошкольного возраста».

В работе семинара приняли участие 28 человек. Это преподаватели ГБПОУ ИО ИРКПО, преподаватели кафедры Психологии и педагогики дошкольного образования Педагогического института ИГУ, представители дошкольных образовательных организаций г. Иркутска и Иркутской области.

Участники семинара отметили, что в рамках педагогической системы экологическое образование занимает одно из приоритетных мест и имеет важное воспитательное значение. Ознакомились с современными подходами к реализации задач формирования готовности специалистов к реализации современной стратегии в области экологического образования детей дошкольного возраста.

В результате профессионального обсуждения участники семинара пришли к пониманию того, что профессиональная подготовка воспитателей должна включать следующие направления:

  • научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии, естествознания);
  • профессионально-методическая (умение применять современные методики и технологии экологического образования, реализация в педагогической практике интегрированного подхода);
  • умение работать семьями воспитанников и умение преподавать основы экологической безопасности;
  • умение самостоятельно правильно оценить текущую экологическую обстановку и ее взаимосвязь со здоровьем человека;
  • умение организовать эколого-развивающую среду для реализации целей экологического воспитания;
  • способность к анализу собственного поведение в окружающей природе и деятельности с детьми с позиций обоснованной парадигмы (изменение ценностных ориентиров);
  • развитие у воспитателя необходимых чувств ответственности за свою деятельность и состояние окружающей природы, учитывая возможные ограничения собственных потребностей, активное и деятельно подкрепленное желание принимать участие в организуемых акциях по защите окружающей среды.
  • В процессе подготовки будущих педагогов к эколого-педагогической деятельности в условиях дошкольной образовательной организации должно быть предусмотрено ряд существенных изменений:
  • экологизация всех компонентов образовательной программы за счет включения экологического модуля во все направления профессиональной подготовки специалистов;
  • изменение дисциплин в профессиональной подготовке за счет разнообразия вариативности или добавления экологического модуля в разные методики обучения и воспитания;
  • введение интегрированных практикумов;
  • пересмотр состояния и составляющих экологического образования и его результатов в соответствии с требованиями новых ФГОС ДО;
  • подготовка и повышение доли методического сопровождения педагогического процесса возрождения эколого-педагогической компетентности;
  • подготовка определенного содержания и проведение педагогами экологических мероприятий в ДОО («Неделя экологии», всевозможные экологические акции, День птиц и т.п.);
  • организация и усовершенствование важнейшей системы оценивания, включающее рейтинговое ранжирование и развитие оценочных умений воспитателей.

Рассматривая второй вопрос семинара, затрагивающий основные направления и условия формирования готовности специалистов к реализации современной стратегии в области экологического образования детей дошкольного возраста, участники семинара обсуждали:

  • совершенствование теоретической подготовки педагогов в области экологического образования, обеспечивающее целостность и системность эколого-педагогических знаний, с учетом возможностей компетентностного подхода;
  • организацию практической работы педагогов, направленную на приобретение опыта освоения ключевых экологических компетенций экологической компетентности.
  • В результате пришли к выводу, что для реализации данных направлений работы должны быть созданы следующие условия:
  • Разработка учебного и учебно-методического, научно обоснованного педагогического комплекса, обеспечивающего непрерывность эколого-педагогического образования.
  • Поддержание системы взаимодействия государственных органов управления образованием, природопользования и СПО в целях обеспечения доступности и повышения качества эколого-педагогического образования.
  • Внедрение и использование современных средств контроля качества образования в процессе формирования готовности студентов к экологическому образованию.
  • Обеспечение мониторинга эколого-педагогического образования в системе профессиональной переподготовки.
  • Приведение в соответствие содержания образования студентов колледжа и требований к ЗУНам по экологическому образованию дошкольников в ДОО.
  • Использование современных личностно-ориентированных технологий, современных форм и средств обучения, направленных на формирование личностной готовности студентов.