Профессиональное счастье педагога по призванию
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, мои хорошие!» – этими словами приветствия в течение 53 лет начинался рабочий день Лидии Александровны Прохоровой, педагога по призванию, преподавателя Иркутского регионального колледжа педагогического образования.
Ее нынешние ученики в скором будущем станут музыкальными руководителями дошкольных учреждений, школ и центров дополнительного образования, расположенных в разных районах Иркутской области.
- Музыкальный руководитель в детском саду – это особая профессия, – рассказывает Лидия Александровна. - Он должен всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, рисовать, сочинять стихи, писать сценарии. Но музыкальный руководитель – это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь – это универсальный мастер, без которого невозможно музыкальное развитие детей! Ведь музыка наполняет весь мир ребенка, является языком его души!
В 1967 году студентке недавно открытого Иркутского музыкально-педагогического училища посчастливилось учиться у основоположников музыкального отделения. Погружаясь в воспоминания, Лидия Александровна с благодарностью и большим уважением рассказывает о тех людях, которые встретились в ее жизни – Валентине Николаевне Кондратьевой, Маргарите Григорьевне Соколовской, Александре Сергеевиче Бондарь, Нине Александровне Тивиной. Благодаря усилиям этих людей в педучилище всегда царила особая атмосфера труда и творчества.
Яркая, энергичная, полная идей молодая выпускница училища в 1971 году получила направление на продолжение обучения в Иркутский педагогический институт на музыкальный факультет. В 1975 году, успешно закончив педагогический институт по специальности «Музыка и пение» с присвоением квалификации «Учитель музыки и пения», она возвращается работать в стены родного училища. Лидия Александровна преподает хоровое дирижирование и гармонию. Позже становится ведущим педагогом методики музыкального образования в детском саду.
Более полувека Лидия Александровна отдала служению музыкально-педагогическому образованию и воспитанию нескольких поколений молодых специалистов – учителей музыки и музыкальных руководителей. На своих занятиях она влюбляла студентов в свою будущую профессию. Несомненно, в этом помогала многолетняя собственная практика в дошкольной образовательной организации в качестве музыкального руководителя. Ей удалось создать особый стиль взаимоотношений, характеризующий личностно-ориентированное взаимодействие со студентами, коллегами, которые выступают партнерами преподавателя по творчеству.
Вклад в развитие специальности поистине огромен. Трудно представить, но практически все музыкальные руководители Иркутска и области – это студенты Лидии Александровны. Её пример стал для многих определяющим в выборе профессии. Студенты-выпускники продолжают свое обучение в высших учебных заведениях и в области музыкального образования стараются использовать опыт и профессиональные наработки любимого педагога. Она умело строит сотрудничество с коллективами детских садов г. Иркутска № 103, 110, 164, 76, 81, 133 и многими другими. Часто делится с коллегами богатым опытом своей работы.
Лидия Александровна никогда не боялась сцены, а студентам говорила так: «Ошиблись, не волнуйтесь, соберитесь и доиграйте произведение в нужной тональности, импровизируйте, но никогда не плачьте, не убегайте, играйте до конца!». В этих советах, наряду с профессиональными особенностями, знание законов жизни, умение переносить все трудности и не сворачивать с избранного пути.
За свой труд Лидии Александровне присвоено звание Почетный работник среднего профессионального образования, Ветеран труда. Особые заслуги отмечены Знаком профессионального признания колледжа.
Семейную педагогическую династию продолжает ее дочь, Мария Анатольевна Прохорова, выпускница колледжа, заместитель директора по учебно-методической работе, преподаватель основ теории и методики музыкального образования.
Как-то она спросила маму, в чем счастье работы истинного педагога. На что Лидия Александровна – мудрый советчик и старший друг, образец профессионала-музыканта, педагога-наставника, просто, но с уверенностью, выверенной годами, ответила:
- Счастье начинаешь чувствовать тогда, когда видишь, что твои ученики повторяют тебя в своей работе, когда видишь плоды своего труда. Ведь у каждого из нас есть человек, который в нас верил, внушал, что все будет хорошо, учил всему необходимому, чтобы мы реализовались в любимом деле.